Сорок лет – срок, отпущенный для любви Ивана Тургенева и Полины Виардо. Сорок лет длилась трепетная связь двух великих людей, «едва ли не официальная и тайная одновременно». Петербург. Ноябрьский вечер1843 года, ветер с Невы, первый снег в морозном воздухе. В Александринском театре аншлаг. Их разделяет свет рампы; волнением полнится зрительный зал, и голос чарующий, незабываемый уже приблизил для молодого Ивана Тургенева те роковые мгновения, когда он увидел и услышал ее. Певица покорила публику ариями Розалины из «Севильского цирюльника», добавив к ним вставки из романса Александра Алябьева «Соловей». С той самой «счастливейшей минуты в жизни» и началась для русского писателя его безмерная любовь и пожизненная преданность одной единственной женщине. Сам Тургенев однажды сказал: «Вся моя биография в моем творчестве». В романах и пьесах, в стихах и прозе, между строчками и в них самих скрывается тайна, когда-то выраженная словами, что он стал себя уважать лишь тогда, когда произошла эта самая значимая в его судьбе встреча. Сорок лет! Какая долгая выдалась жизнь: письма в разлуке и радость встреч, пересуды и зависть, успехи писателя и певицы, Россия и Франция… В апреле 1869 года "Санкт-Петербургские Ведомости" публикуют корреспонденцию Ивана Сергеевича Тургенева под названием "Первое представление оперы госпожи Виардо в Веймаре". Русский драматург с удовлетворением принимает свой успех на сцене, где стараниями господина Оффенбаха утвержден модный жанр оперетты, достигший сразу небывалой популярности. Это время гибели старого водевиля, сметенного веселой волной жизнеутверждающей музыки. Европа влюблена в мелодии из "Орфея в аду", "Прекрасной Елены" и "Все мы жаждем любви". " О мой друг! Я счастлив при мысли, что все у меня связано с вами самым тесным образом и зависит только от вас! Если - я дерево, вы одновременно мои корни и мой венец". Над коллизией оперетт будут смеяться прославленными гости: Бисмарк, король и королева Пруссии, большие поклонники голоса и таланта Виардо. Королева Августа предложит Полине создать в Баден-Бадене певческую академию для её многочисленных учеников, но война 1870 года остановит эти творческие планы. Если считать, что "Месяцем в деревне" обычно заканчивается тургеневский театр, так как по общепринятому мнению Тургенев в начале 50-х годов навсегда отказался от драматического творчества, то появление на европейской сцене опер Полины Виардо – свидетельство того, как любовь пробуждает огромный творческий взлет. Уже в наши дни сбылось пожелание П.В.Анненкова, высказанное когда-то И.С.Тургеневу в связи с постановкой "Последнего колдуна": Так и произошло. Разысканная в США партитура оперетты-фантазии ознаменовала открытие этой пьесы для российского зрителя, поставленной на орловской сцене в 1993 году к 175-летию со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева. Борис Голубицкий: "В Буживале, около дома-музея, на виду у виллы, некогда принадлежавшей Полине Виардо, прозвучал "Последний колдун" в исполнении тургеневских артистов. Совершенные живые декорации помогли создать атмосферу счастливой импровизации, подстегнули зрительское воображение. Обыкновенные кусты перед домом обернулись лесной чащей, сам дом – замком Кракамиша. И в оркестровую запись музыки Полины Виардо органично влились нежные голоса птиц. Актеры рассказывали потом, что они переживали ни с чем не сравнимые минуты, незабываемые эмоциональные потрясения". В октябре 2000 года в Баден-Бадене Орловский академический театр представил в одном из старейших и известнейших театров Европы своего "Нахлебника". Мог ли мечтать об этом драматург? Увидеть свое детище в зале, где когда-то Полина Виардо давала благотворительные концерты в пользу нуждающихся, а он присутствовал на этих концертах как зритель. Это стало возможно благодаря таланту Тургенева-драматурга и таланту творческого коллектива, уже почти 60 лет носящего его имя. Ростовцева, Н. Неизвестный Тургенев / Н. Ростовцева // Орловская правда. – 2008. – 28 окт. – С. 8. | |
Просмотров: 2007 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 1 | |
| |