НЕИЗВЕСТНЫЙ ТУРГЕНЕВ. 200 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ И.С. ТУРГЕНЕВА

Сорок лет – срок, отпущенный для любви Ивана Тургенева и Полины Виардо. Сорок лет длилась трепетная связь двух великих людей, «едва ли не официальная и тайная одновременно».

Петербург. Ноябрьский вечер1843 года, ветер с Невы, первый снег в морозном воздухе. В Александринском театре аншлаг. Их разделяет свет рампы; волнением полнится зрительный зал, и голос чарующий, незабываемый уже приблизил для молодого Ивана Тургенева те роковые мгновения, когда он увидел и услышал ее. Певица покорила публику ариями Розалины из «Севильского цирюльника», добавив к ним вставки из романса Александра Алябьева «Соловей».

С той самой «счастливейшей минуты в жизни» и началась для русского писателя его безмерная любовь и пожизненная преданность одной единственной женщине.

Сам Тургенев однажды сказал: «Вся моя биография в моем творчестве». В романах и пьесах, в стихах и прозе, между строчками и в них самих скрывается тайна, когда-то выраженная словами, что он стал себя уважать лишь тогда, когда произошла эта самая значимая в его судьбе встреча.

Сорок лет! Какая долгая выдалась жизнь: письма в разлуке и радость встреч, пересуды и зависть, успехи писателя и певицы, Россия и Франция…

В апреле 1869 года "Санкт-Петербургские Ведомости" публикуют корреспонденцию Ивана Сергеевича Тургенева под названием "Первое представление оперы госпожи Виардо в Веймаре". Русский драматург с удовлетворением принимает свой успех на сцене, где стараниями господина Оффенбаха утвержден модный жанр оперетты, достигший сразу небывалой популярности. Это время гибели старого водевиля, сметенного веселой волной жизнеутверждающей музыки. Европа влюблена в мелодии из "Орфея в аду", "Прекрасной Елены" и "Все мы жаждем любви".
Совместные творения Полины Виардо и Ивана Тургенева, одухотворенные любовью, европейский зритель встречает с особой теплотой и интересом.
" Нельзя было не чувствовать, что "Последний колдун нравился – сообщает Тургенев читателям "Петербургских Ведомостей», – не происходило того едва заметного, но томительно постоянного шелеста, того своеобразного шороха, который непременно возникает в большом собрании людей, когда они скучают, и который – что греха таить! – я слышал не раз при исполнении мною некогда сочиняемых комедий".
В период с 1867 по 1869 год Иван Сергеевич Тургенев пишет четыре французских опереточных либретто. Новые пьесы – опыты Тургенева в сочинении текстов для комических опер Полины Виардо, непосредственной целью которых были театральные подмостки домашнего театра, а представления исполнялись сразу по написанию.
Вдали от господских домов и элегантных отелей Баден-Бадена, на Kein Zutritt 47, располагалась вилла Тургенева – Виардо. Современник вспоминает: "Здесь находился центр культуры города, и получить приглашение на представление в доме Полины Виардо – Тургенева, считалось наградой".
В интернациональном кругу друзей Иван Сергеевич "парил над страстями, что разгорались внизу, на светском курорте и в казино".
И начиная с мая месяца 1867 года под тенистыми деревьями на Лихтентальской аллее, у знаменитого Баден-Баденского бювета, где отдыхающие прогуливались со стаканчиками минеральной воды, можно было услышать, как кто-то либо напевает, либо насвистывает мелодию из новой оперетты госпожи Виардо.
Работа над музыкальными комедиями увлекла и захватила Тургенева: он не только писал к ним либретто – в каждой новой пьесе исполнил главные роли. Публика увидела русского писателя, " самого господина драматурга" в образах колдуна Кракамиша, людоеда, паши.
Постановки оперетт Полины Виардо на сцене Веймарского театра и в Баден-Бадене, горячий интерес к ним композиторов Ференца Листа и Иоганна Брамса, присутствие великих герцога и герцогине Баденских, восторженное отношение зрителей – все это чрезвычайно радует Ивана Сергеевича.

" О мой друг! Я счастлив при мысли, что все у меня связано с вами самым тесным образом и зависит только от вас! Если - я дерево, вы одновременно мои корни и мой венец".

Над коллизией оперетт будут смеяться прославленными гости: Бисмарк, король и королева Пруссии, большие поклонники голоса и таланта Виардо. Королева Августа предложит Полине создать в Баден-Бадене певческую академию для её многочисленных учеников, но война 1870 года остановит эти творческие планы.

Если считать, что "Месяцем в деревне" обычно заканчивается тургеневский театр, так как по общепринятому мнению Тургенев в начале 50-х годов навсегда отказался от драматического творчества, то появление на европейской сцене опер Полины Виардо – свидетельство того, как любовь пробуждает огромный творческий взлет.

Уже в наши дни сбылось пожелание П.В.Анненкова, высказанное когда-то И.С.Тургеневу в связи с постановкой "Последнего колдуна":
" Опера госпожи Виардо обойдет, верно, множество европейских сцен, и желательно было бы, чтоб она не миновала и русской".

Так и произошло. Разысканная в США партитура оперетты-фантазии ознаменовала открытие этой пьесы для российского зрителя, поставленной на орловской сцене в 1993 году к 175-летию со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева.
Пройдет немного времени, и произойдет новое чудо, о котором рассказывает режиссер Орловского государственного академического театра имени И. С. Тургенева

Борис Голубицкий: "В Буживале, около дома-музея, на виду у виллы, некогда принадлежавшей Полине Виардо, прозвучал "Последний колдун" в исполнении тургеневских артистов. Совершенные живые декорации помогли создать атмосферу счастливой импровизации, подстегнули зрительское воображение. Обыкновенные кусты перед домом обернулись лесной чащей, сам дом – замком Кракамиша. И в оркестровую запись музыки Полины Виардо органично влились нежные голоса птиц. Актеры рассказывали потом, что они переживали ни с чем не сравнимые минуты, незабываемые эмоциональные потрясения".
Летом 1997 года чудесную сказку про старого чудака- волшебника, теряющего свою исполинскую колдовскую силу, актеры Дома Тургенева сыграли перед самым порогом французского дома своего писателя-земляка.

В октябре 2000 года в Баден-Бадене Орловский академический театр представил в одном из старейших и известнейших театров Европы своего "Нахлебника". Мог ли мечтать об этом драматург? Увидеть свое детище в зале, где когда-то Полина Виардо давала благотворительные концерты в пользу нуждающихся, а он присутствовал на этих концертах как зритель. Это стало возможно благодаря таланту Тургенева-драматурга и таланту творческого коллектива, уже почти 60 лет носящего его имя.

Ростовцева, Н. Неизвестный Тургенев / Н. Ростовцева // Орловская правда. – 2008. – 28 окт. – С. 8.

Категория: ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ | Добавил: bellaeleni (08.06.2018) | Автор: Наталия Ростовцева
Просмотров: 722 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/35
Всего комментариев: 1
avatar
1 tomaartamonowa • 19:04, 11.06.2018
Почему некоторые факты биографии великих людей могут кануть в Лету, адругие становятся популярными? Всё просто. Это знакомство продлитсявсю жизнь, превратившись в одну из величайших историй любви в мире... Любовь Тургенева и Виардо до наших дней полна тайн.
avatar