Родом из духовенства Михаил Афанасьевич родился в Киеве, но все его корни орловские. Предки Булгакова из века в век жили в той срединной России, где, как писал Бунин, «образовался богатейший русский язык и откуда вышли чуть не все величайшие русские писатели во главе с Тургеневым и Толстым». Оба родителя происходили из старинных семей орловского и карачевского духовенства и купцов: Булгаковых, Ивановых, Покровских, Турбиных, Поповых. Николаю Лескову принадлежат слова, которые так любят цитировать литераторы, опуская часть высказывания: «В Орле, в этом странном «прогорелом» городе…» – и только после – «который вспоил на своих мелких водах столько русских литераторов, сколько не поставил их на пользу Родины никакой другой русский город…». Знаменитые «орловские истребительные» пожары, по меткой характеристике Лескова, происходили здесь с завидным постоянством. Тем радостнее отметить, что сохранилось в Орле семинарское здание, возведенное в 1827 году по проекту Фомы Ивановича Петонди, где учились и дед, Иван Авраамиевич Булгаков, и все его сыновья, включая отца писателя Афанасия Ивановича. Афанасий Булгаков (1859 года рождения) был сыном сельского священника села Бойтичи Брянского уезда Ивана Авраамиевича и Олимпиады Ферапонтовны (в девичестве Ивановой). В 1865 году многочисленная семья переехала в село Подоляны Орловской губернии, где отец Иоанн стал священником Богоявленской церкви. Перевод отца на новое место службы и переселение большой семьи в губернский Орел состоялись в 1878 году. Со службы в главном орловском храме начался определенно более значимый и ответственный этап жизни отца Иоанна (Булгакова). Известно, что в Орле он стяжал признание своей рачительностью в работах по восстановлению собора и в попечении, оказанном воспитанницам Орловского епархиального женского училища. Главное дело жизни отца Иоанна Пасынок судьбы – орловский кафедральный собор – в горькой безнадежности когда-либо быть возведенным строился без малого сто лет. Начинались и заканчивались войны, проносились над городом истребительные пожары и эпидемии, сменились на властном посту 23 губернатора, а храм все строился и разрушался одновременно… Мы можем только догадываться, сколько времени, «неимоверного труда», сил и здоровья отдал Иоанн Авраамиевич Булгаков главному делу своей жизни – восстановлению храма. Отец Иоанн был вторым священником собора после протоиерея. Он служил ключарём, то есть был тем должностным лицом, в чьи обязанности входили все хозяйственные храмовые дела, наблюдение за порядком богослужения, охрана церковной утвари и сосудов, хранение ключей от храма и всех храмовых помещений. В кафедральном соборе в это время хранились знамёна Орловской, Севской, Кромской, Елецкой, Ливенской, Малоархангельской дружин, подаренные храму после их возвращения с Крымской войны 1853 – 1856 годов. Другой важной составляющей служения отца Иоанна была его работа в составе губернской учёной и церковной комиссии и учёного совета Орловского епархиального женского училища. Среди архивных документов хранятся и копии аттестатов воспитанниц училища, дочерей отца Иоанна Елены и Софьи Булгаковых, блестяще окончивших его полный курс. Все шесть лет обучения девочки были первыми ученицами, переходя из класса в класс с похвальными листами и книгами. Аттестаты выданы после экзаменационных испытаний в июне 1885 года. Среди подписей членов Совета – подпись их отца. Ученый Совет возглавлял Андрей Казанский – священник, крестивший младенца Леонида Андреева. Круг деятельности отца Иоанна постепенно расширялся: по благословению преосвященного Симеона (архиерей Орловский и Севский – с февраля 1883 по июнь1889 года) он определяется духовником архиерейского дома. Последним местом службы отца Иоанна стала Сергиевская кладбищенская церковь. Перевод осуществился по его личному прошению в 1889 году. В письме к Варваре Покровской (от 16 декабря 1889 года) Афанасий Булгаков сообщает ей новый орловский адрес: священнику Сергиевской кладбищенской церкви Иоанну Булгакову. Указание на этот адрес мы находим и в книге Елены Андреевны Земской «Булгаков и его родные: семейный портрет». Церковь Сергия Радонежского, одна из старейших церквей города, находилась на территории Сергиевского кладбища, образованного в 1786 году. Храм в честь Сергия Радонежского был освящен в 1789 году, а в 1795 году завершилось строительство каменной двухъярусной колокольни. В 1889 году, к началу службы отца Иоанна, храм имел три престола: во имя преподобного Сергия Радонежского Чудотворца, во имя апостола Андрея Первозванного и во имя святого Алексея, человека Божия. В пределах Сергиевского кладбища в 1878 году был организован некрополь для воинов Орла, скончавшихся от ран, полученных в Русско-турецкую войну. Судьба священника и судьба храма Вплоть до своей кончины в 1894 году отец Иоанн принимал самое непосредственное участие в жизни сергиевской общины. Люди видели в нем образец смирения и любви. В конце своей жизни он страдал тяжким недугом. Скончался и был погребен здесь же, на церковном кладбище. Матушка Олимпиада Ферапонтовна Булгакова умерла 18 сентября 1909 года, пережив своих сыновей: младшего и старшего – Сергея и Афанасия. Была погребена рядом с мужем на Сергиевском кладбище Орла. Через год после смерти отца Иоанна, в 1895 году, наконец закончился полный ремонт Петропавловского собора. Судьбы печальные и трагические бывают не только у людей, но и у храмов Божьих. Петропавловский кафедральный собор был взорван в 1940 году. В 1928 году Сергиевское кладбище сровняли с землей, и на его территории началось строительство механосборочного цеха завода «Текмаш». Здесь и на сегодняшний день находится почти половина заводских зданий. При проведении земельных работ не раз обнаруживались человеческие останки. От Сергиевской церкви сохранился лишь первый этаж здания, принадлежащего заводу. Храм был закрыт в 1931 году и находился в руинах, оставшаяся его часть после войны была разобрана на кирпичи. 23 июня 2010 года в Орле состоялось первое заседание попечительского совета по воссозданию Петропавловского кафедрального собора, на котором владыка Пантелеимон отметил, что возрождение собора Петра и Павла имеет нравственное измерение: «Это дань нашим историческим традициям и символ национального самоуважения». Наталия Ростовцева, директор музея истории орловской сцены | |
Просмотров: 1240 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 1 | |
| |