«Любовь, любовь – гласит преданье – Союз души с душой родной, Их съединенье, сочетанье, И роковое их слиянье, И… поединок роковой –
И чем одно из них нежнее В борьбе неравной двух сердец, Тем неизбежней и вернее, Любя, страдая, грустно млея, Оно изноет наконец…»
Пятого декабря в день рождения Федора Ивановича Тютчева на сцене театра графа С.М.Каменского будет представлена драматическая поэма «Прощальный свет» – спектакль, созданный при поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии, режиссер – Т.Е. Попова, руководитель постановки – Б.Н. Голубицкий. Взгляд на жизнь любого человека, тем более на жизнь гения, всегда будет носить не совершенный, ограниченный характер. Учтем это: в оценке увиденного будем руководствоваться желанием режиссера и актеров (Федор Иванович Тютчев - заслуженный артист России М.М. Корнилов, Елена Александровна Денисьева – Ю.И. Некрасова, Эрнестина Тютчева - заслуженная артистка России Т.Е. Попова) лишь приоткрыть перед зрителем тайну движения души поэта, вызванного большим и трагическим чувством. Для «соседства» с ними у нас чуть больше часа: радостного наслаждения его поэзией, ее молодостью, их любовью. Они спешат – так велит сценическое время, а нам хочется остановить его. Ведь еще не наступили те трагические события, которые Тютчев предчувствовал задолго до грядущего скорбного дня. Поэтическая прозорливость сердца – самая таинственная и волнующая загадка!
О, как на склоне наших лет Нежней мы любим и суеверней… Сияй, сияй, прощальный свет Любви последней, зари вечерней! Для русского поэта судьба Федора Ивановича Тютчева складывалась необычно. В восемнадцатилетнем возрасте он уехал в Баварию в качестве сотрудника дипломатической миссии в Мюнхене. В течение двадцати лет свидания с родиной были непродолжительны и редки. По меткому выражению Писателя Юрия Нагибина – «Тютчев медленно поспешал». На службе Федор Иванович придерживался талейрановского принципа – поменьше рвения. Атташе, первый секретарь, поверенный в делах, старший цензор и председатель комитета иностранной цензуры – Ф.И. Тютчев к сорока годам занял вторую позицию в табели о рангах. Он стал тайным советником, что в табели соответствовало чину генерал-полковника. В цензурном комитете он был прост и демократичен: многое разрешал, что приводило к частому недовольству министра П.А. Валуева.
Тютчев-поэт до времени был вообще не известен на родине. Публикация большой подпорки стихов в пушкинском «Современнике» в 1836 году появилась за подписью «Ф.Т.». Имя автора не раскрывалось и оставалось известно узкому кругу литераторов. Лирический образ поэта был приоткрыт лишь заголовком – «Стихотворения, присланные из Германии». Пушкин собственноручно внес в планы «Современника» большую подборку стихов: вместо пяти-шести стихотворений, как предполагали Вяземский и Жуковский, он напечатал двадцать четыре. Таковым явится наш герой ко времени роковой встречи с «Ангелом своим, с милым другом» – Еленой Денисьевой. Биограф Тютчева, публицист Г. Чулков писал: «Из длинного списка имен, желанных сердцу поэта, нам известны только четыре имени: Амалия, Элеонора, Эрнестина и Елена. Три иностранных имени и только одно русское! Но это единственное русское имя стало роковым для Тютчева. Им определилось все самое значительное в его любовной лирике». «Денисьевский цикл» – роман, драма, трагедия. Ни одно из определений не будет здесь преувеличением. О Господи, дай жгучего страданья И мертвенность души моей рассей. Господь услышал – и дал! Видимо часто думал Тютчев о «минутах роковых» в судьбе, что сразу ощутил: с этой встречей, с этой любовью и началось в его жизни роковое время. С твердой точностью Тютчев-поэт вел дневник страсти Тютчева-человека. И рождался на свет один из самых трагических, самых проникновенных романов о любви в истории человечества.
Зрителю «Прощального света» предстоит пережить весь трагизм такой типичной, на первый взгляд, ситуации: поэт и его возлюбленная встретились, когда Елене Александровне Денисьевой было 24 года, Федору Ивановичу Тютчеву - 47 лет. Дипломат, вернувшийся из заграничной службы, растянувшейся на четверть века, женат, отец троих детей. Тютчев, в исполнении Михаила Корнилова, словно увиден глазами его современника. Перед нами «…низенький, худенький старичок, с длинными, отставшими от висков, поседелыми волосами, которые никогда не приглаживались, одетый небрежно, вот он входит в ярко освещенную залу: музыка гремит, бал кружится в полном разгаре… Старичок пробирается нетвердой поступью близ стены, держа шляпу, которая сейчас, кажется, упадет из его рук. Из угла прищуренными глазами окидывает все собрание… Он ни на чем и ни на ком не остановился, как будто б не нашел, на что нужно обратить внимание…» Старичок и девушка, нежная, навевающая воспоминания о талом снеге и первых цветах, к которым страшно прикоснуться, – так они чисты, свежи и прохладны. Елена Александровна – сирота, бедна, но родовита, воспитывается теткой – инспектрисой Смольного института, в котором обучаются дочки господина статского советника Ф.И. Тютчева. Что же это за пара, для которой изначально предписана любовь грешная, а жизнь мучительная, осуждаемая «светом»? Об удивительном преображении Тютчева, о яркости и остроте его вдохновенных речей с восторгом отзывались современники. Лесков в «Театральном характере» упоминает: «Орел видал у себя зимой Тютчева и …Андрея Болотова, вокруг которых была своя атмосфера». Именно особая атмосфера восхищения сопровождала Тютчева-острослова, Тютчева- интеллектуала. «… К нему подходит кто-то и заводит разговор. Он отвечает отрывисто, сквозь зубы, смотрит рассеянно по сторонам. …Подошедший сообщает новость, только что полученную, слово за слово, его что-то задело за живое, Тютчев оживляется, и потекла речь увлекательная, блистательная, настоящая импровизация…» А завтра охотники поспешат поднести остроты Тютчева, как дорогой гостинец: «Тютчев вот что сказал вчера на бале! Такого окрыленного, яркого человека увидела и полюбила Денисьева. Елена Александровна подарила Тютчеву 14 лет совместной жизни – 14 лет боли и радости, восторгов и страданий. Надрывно, словно ни на мгновение не веря в свое счастье, проживает на сцене жизнь Елены актриса Юлия Некрасова. Бог дал любовникам троих детей. Дал и забрал: через год после смерти матери от скоротечной чахотки скончалась и Елена-младшая, а на следующий день вслед за сестрой закончилась жизнь годовалого Николеньки. В этой печальной повести, переполненной до краев земным и небесным, есть еще одна героиня. Это жена Тютчева – Эрнестина Федоровна (артистка Татьяна Попова). Именно ей принадлежат слова, исполненные сострадания, гордости и искреннего сочувствия: «Его скорбь для меня священна, какова бы ни была ее причина». Это она, пресекая все злорадства и колкости, приняла его боль, стала утешением в беде. В игре Тютчева-Корнилова чувствуется осознание своей вины перед возлюбленной и перед женой, потому, что не мог он ответить им той же «полнотой и безраздельностью чувств, с каким они относились к нему». С семьей Тютчев не порывал, никогда не решился бы на это. Такое состояние внушало мучительную двойственность всем участникам этой жизненной драмы. Тютчев-поэт создавал памятник Женщине. И стал достоин беспредельной любви одной, подвигу терпения, сострадания – другой. Поэт приговорен мыслить образами: «Продлись, продлись, очарованье…» – это к Елене Денисьевой. «Все, что сберечь мне удалось, Надежды, веры и любви, В одну молитву все слилось: Переживи, переживи!» – это супруге своей, Эрнестине Тютчевой.
Это жизнь, где слезы и страдания превращаются в высокую поэзию. Обе женщины – одна с небес, другая – рядом протянули ему руки, любя, простили и благословили Поэта. Наталия Ростовцева Впервые опубликовано: http://opravda.ru/news.php?extend.6222.10
| |
Просмотров: 1628 | Комментарии: 1 | | |
Всего комментариев: 1 | |
| |