Старший брат архимандрита Иоанна Крестьянкина
В далеком 1815 году Орлу был сделан удивительный подарок, значимость которого постигается со временем. Генерал от инфантерии Сергей Михайлович Каменский, сын фельдмаршала М.Ф.Каменского, получившего графское достоинство за свои ратные подвиги, открывает в городе первый общедоступный театр. Театр с интересной труппой, в которой были оперные и драматические артисты, хор, балет, два оркестра.
Репертуару его мог позавидовать любой столичный: в разные годы ставили здесь пьесы Капниста, Крылова, Фонвизина, Грибоедова, Шекспира, Шиллера. Граф Сергей избегал повторения столичных афиш, но уровень подготовки, оформления и проведения спектаклей был самым высоким, средства вкладывались огромные. В театре Каменского работали свои костюмеры, декораторы, балетмейстеры, приглашались и лучшие иностранные мастера, одно время служил у графа талантливый итальянский декоратор Доменико Скотти. А актеры? В 1815 году Санкт-Петербургская газета «Северная почта», а вслед за ней и «Московские ведомости» сообщили: «Из Орла октября 13. На сих днях открыт здесь театр. Многие из здешних актеров и актриса Козьмина имеют такие таланты, какие были бы замечены и в столицах».
В преддверии юбилея мы открываем театральную летопись Орла, ее самые увлекательные и захватывающие страницы.
Век назад первая заметка о театральных событиях в Орле была вырезана из газеты и стала началом коллекции Кости Крестьянкина. Cобирал он самое интересное, что касалось театра: портреты знаменитостей, гастролировавших в Орле, фотографии актеров,
появлявшиеся в орловской печати, театральную хронику начала века. Эта подборка возникла благодаря безграничной любви к театру и верности своему делу. Хрупкие листочки из школьной тетрадки могли погибнуть: революции, войны, пожары, переезды. Но нам повезло...
Сегодня я с волнением беру в руки записки хранителя театральной старины и готова познакомить зрителя с экспонатами, находящимися в запасниках музея.
Константин Крестьянкин, родившийся 15 мая 1900 года, был вторым ребенком в семье орловских мещан Михаила Дмитриевича и Елисаветы Иларионовны Крестьянкиных. Восьмым, последним ребенком Крестьянкиных, стал Иван, будущий великий всероссийский старец - архимандрит Иоанн Крестьянкин.
Безоблачное детство Кости закончилось со смертью отца, которого не стало в возрасте 52 лет, в 1912 году, через два года после появления на свет последнего ребенка, Вани.
В театр Костя пришел в самые трудные для родины годы: Первая мировая война, Февральская и Октябрьская революции.
Родной брат Константина, отец Иоанн, с болью сердца рассказывал, как Орел прощался с российским христианским укладом жизни: «... Замолкла перекличка колоколов. Поехали в никуда на повозках, груженных гробами со скарбом, ветхие старицы из упраздненного Введенского монастыря». Вспоминая тяготы страшного безвременья, архимандрит Иоанн впоследствии говорил: «Наступило время такое, когда все и всех охватила тревога за будущее, когда ожила и разрасталась злоба, и смертельный голод заглянул в лицо трудовому люду, страх перед грабежом и насилием проник в дома и храмы. Предчувствие всеобщего надвигающегося хаоса и царства антихриста охватило Русь».
читать далее
...
Читать дальше »
Категория:
ТЕАТР
|
Просмотров:
1690
|
Добавил:
bellaeleni
|
Дата:
21.05.2018
|
|
Орловский государственный академический театр имени И.С.Тургенева
Театр графа Каменского
"УМА И ВКУСА ХРАМ"...
Сегодня мы можем совершить необычное путешествие во времени: через толщу лет слуха нашего коснутся голоса минувшего, перед взором появятся очертания далекой, ушедшей жизни. Оживут и зазвучат пожелтевшие от времени клавиши старинного рояля, теплым светом засияют театральные лампы, так похожие на те, что освещали зрительные залы почти два века назад коптящим олеином, вздрогнет и поплывет занавес.
Такое путешествие во времени возможно потому, что театр графа Сергея Каменского в Орле существует и сегодня. Живет, с ноября 1993 года, десять театральных сезонов, очаровывая своей особой атмосферой старины, изысканным вкусом, хранимый любовью своих создателей и зрителей. У каждого явления - свой звездный час. В далеком 1815 году Орлу был сделан удивительный подарок, значимость которого постигается со временем. Генерал-от-инфантерии Сергей Михайлович Каменский, сын фельдмаршала М.Ф.Каменского, получившего графское достоинство за свои ратные подвиги, открывает в городе первый общедоступный театр. Театр с интересной труппой, в которой были оперные и драматические артисты, хор, балет, два оркестра. Репертуару его мог позавидовать любой столичный: в разные годы ставили здесь пьесы Капниста, Крылова, Фонвизина, Грибоедова, А.Писарева, Шекспира, Шиллера. Граф Сергей избегал повторения столичных афиш, но уровень подготовки, оформления и проведения спектаклей был самым высоким, средства вкладывались огромные. В театре Каменского работали свои костюмеры, декораторы, балетмейстеры, приглашались и лучшие иностранные мастера, одно время служил у графа талантливый итальянский декоратор Доменико Скотти.
А актеры? В 1815 году Санкт-Петербургская газета "Северная почта", а вслед за ней и "Московские ведомости" сообщили:
"Из Орла октября 13. На сих днях открыт здесь театр. Многие из здешних актеров и актриса Кузьмина имеют такие таланты, какие были бы замечены и в столицах".
Необычное здание, высокое, деревянное, с ярко-красной крышей и белыми колоннами, "с фальшивыми окнами, намалеванными сажей и охрой", стало местом притяжения губернских театралов: "публики собиралось всегда довольно!" К истинным театралам, любимым зрителям граф Сергей Михайлович был расположен особо: "билеты высылались даром и заготовлялись накануне вечером".
Организаторский талант позволил графу поставить дело с таким размахом, что за первые девять месяцев театр "...представил к увеселению публики 82 пьесы, из коих было 18 опер, 15 драм, 41 комедия, 6 балетов и две трагедии..." Современники и счастливые очевидцы творческой жизни театра Каменского (граф М.Д.Бутурлин, князь И.М.Долгорукий, дворяне И.С.Жиркевич и Гурий Эртаулов) в своих воспоминаниях единодушны в том, что Каменский у себя в Орле стремился собрать все самое лучшее, "пьесы в театре беспрестанно менялись, и с каждой новой пьесой являлись новые костюмы и великолепные декорации". Нарядный зал на 500 мест был всегда полным, он мог вместить "столь же почти многочисленную публику, как в Московском Апраксинском театре, где в то время имелась Итальянская опера".
Первые двадцать театральных сезонов подтвердили, что театр в Орле был задуман и создан человеком необыкновенным, обладающим тонким вкусом, натурой пылкой и властной, и на новом "поле сражения" - сценическом - одержавшем немало побед.
Мы живем в мире причин и следствий, где нет ничего случайного: "барская забава", послужившая началом театрального дела в Орле, связала прошлое и настоящее - творчество замечательных русских литераторов, драматургов, артистов, режиссеров - 19 век с 21 веком. Именно на провинциальной орловской сцене "молодой Орел литературный встречался с обогащенным традициями Орлом театральным и яркими всплесками актерских талантов отражался на всей русской литературу". Возможно, о создании театрального музея в Орле мечтали многие руководители Орловского драматического театра, но воплотить мечту в реальность удалось с приходом в театр в конце 80-х годов нового художественного руководителя - Бориса Голубицкого.
читать дальше
...
Читать дальше »
Категория:
ТЕАТР
|
Просмотров:
2368
|
Добавил:
bellaeleni
|
Дата:
26.05.2018
|
| |